Подать обращение

Новости

09.10.2006 15:32
Реализация национального проекта в Новгородской области
В раздел "Национальный проект/Мониторинг" добавлена информация о ходе реализации "Плана мероприятий по проведению Года здравоохранения области-2006" и реализации "Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения" на территории Новгородской области по состоянию на 01.10.2006 г.
09.10.2006 12:03
Детская заболеваемость гриппом и ОРВИ превысила эпидемический порог в 6 городах
Превышающая эпидемические пороги заболеваемость детей гриппом и ОРВИ зарегистрирована в Архангельске, Перми, Барнауле, Кемерово, Красноярске и Нижнем Новгороде. Такие данные были обнародованы сегодня Национальным центром по гриппу Всемирной организации здравоохранения в Санкт-Петербурге. По словам эпидемиологов, зафиксированное повышение заболеваемости никак не связано с приходом эпидемии гриппа, и, скорее всего, обусловлено «погодными условиями, резким повышением температуры воздуха и отсутствием отопления в жилых и общественных зданиях».  В настоящее время Национальный центр по гриппу проводит работу по уточнению причин такого развития эпидситуации. Между тем, по прогнозу эпидемиологов, эпидемия гриппа 2006-2007 года в России будет носить затяжной и вялотекущий характер с относительно низким уровнем заболеваемости населения. Как ожидается, подъем заболеваемости гриппом будет обусловлен тремя возбудителями: вирусами гриппа подтипов А /Новая Каледония (H1N1), А/Висконсин (H3N2) и B/Малайзия.   «Все они циркулировали на территории России, по антигенной характеристике близки к имеющимся у нас вакцинным штаммам», - сообщил директор Центра академик Олег Киселев. «Гриппозная эпидемия продлится с декабря 2006 года по апрель 2007 года, хотя первая волна ожидается в ноябре. Болеть будут преимущественно дети и люди с ослабленным хроническими недугами иммунитетом», - отметил он. В преддверии подъема заболеваемости гриппом в России началась вакцинация медработников, учителей, школьников и пенсионеров. Об говорится в сообщении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), размещенном в пятницу на сайте ведомства.За счет средств федерального бюджета от гриппа в России до декабря будут привиты 22 миллиона человек, сообщает РИА Новости.
06.10.2006 09:08
Универсальное лекарство способно защитить от всех видов гриппа
Американские иccледователи из Университета Висконсина заявляют о создании препарата, способного защитить человека от всех разновидностей вируса гриппа, включая смертельно опасный вирус H5N1. Отчет о лабораторных испытаниях нового лекарства опубликован в журнале Virology.Для борьбы с вирусной инфекцией ученые предлагают использовать фрагмент белкового комплекса, регулирующего транзит сложных органических соединений через клеточные мембраны. Хотя механизм защитного действия данного вещества до конца не изучен, эксперименты показали, что оно обладает способностью полностью блокировать проникновение вирусов  гриппа внутрь клетки.В ходе лабораторных испытаний новый препарат был опробован на выращенных in vitro культурах клеток животных и человека, а также на лабораторных мышах, которых заражали различными разновидностями вируса гриппа, включая смертельный вирус птичьего гриппа H5N1.  Все животные, получившие экспериментальный препарат на ранних стадиях инфекции, выздоравливали. При отсутствии лечения они умирали в течение нескольких дней.По словам соавтора исследования доктора Кертиса Брандта (Curtis Brandt), в отличие от существующих сейчас антивирусных препаратов и вакцин, новый препарат наносит удар «по совершенно новой фазе жизненного цикла вируса». «Вирус просто не может проникнуть в клетку, пептид блокирует самую раннюю стадию инфекции», - отмечает доктор Брандт.Перед тем как приступить к клиническим испытаниям нового лекарства, разработчикам предстоит проделать кропотливую работу по определению оптимальной дозы и подтверждению его безопасности для пациентов. По мнению ученых, в будущем препарат может применяться как составная часть антивирусного «коктейля» из нескольких лекарств, которые будут использоваться для предотвращения вирусной инфекции. Потребность в новых методах борьбы с гриппом весьма велика. Применяемые в настоящее время антивирусные препараты, не предотвращают заражение и лишь снижают остроту протекания и продолжительность заболевания. Кроме того, многие разновидности гриппа постепенно приобретают устойчивость к старым антивирусным перпаратам. В то же время вакцины от гриппа эффективны только против отдельных разновидностей вируса. При появлении в результате мутаций новых разновидностей , в том числе и смертельно опасного вируса птичьего гриппа  H5N1, требуются новые вакцины, на разработку которых может уйти довольно длительное время, в течение которого человечество оказывается беззащитным перед инфекцией.
06.10.2006 09:06
Ученые объяснили антираковые свойства аспирина
Британские исследователи выявили причины многократно подтвержденной ранее способности аспирина замедлять рост злокачественных опухолей. По их данным, известное обезболивающее останавливает образование питающих раковую опухоль кровеносных сосудов.Отчет об исследовании опубликован в Journal of the Federation of American Societies for Experimental Biology. Известно, что аспирин – обезболивающее средство, изобретенное более века назад – обладает противовоспалительными свойствами и снижает риск инфарктов и инсультов. По данным ряда исследований, длительный прием этого лекарства значительно замедляет развитие нескольких видов онкологических заболеваний, включая рак груди и рак желудка.До последнего времени механизм, лежащий в основе этого благотворного эффекта, оставался неизвестным. Чтобы выявить его, исследователи Университета Ньюкастла решили изучить воздействие различных дозировок лекарства на так называемые эндотелиальные клетки, ответственные за формирование новых кровеносных сосудов.По их данным, даже незначительные концентрации препарата существенно снижали способность этих клеток формировать новые сосуды. Поскольку раковые клетки, как и прочие клетки организма, получают необходимые для их жизнедеятельности вещества из крови, формирование новых кровеносных сосудов значительно ускоряет рост злокачественной опухоли. Кроме того, через кровеносную систему организма распространяются злокачественные клетки, формирующие метастазы опухоли.«Как представляется, аспирин препятствует развитию рака несколькими способами, одним из которых является сокращение кровоснабжения злокачественной опухоли», - говорит координатор исследовательского проекта доктор Хелен Артур (Dr Helen Arthur).По словам доктора Артур, открытие механизма антиракового действия аспирина может быть использовано для создания нового поколения препаратов для предотвращения и лечения онкологических заболеваний. «Одна из проблем, связанных с длительным приемом аспирина заключается в повышенном риске желудочных кровотечений. Мы хотели бы выявить молекулярные мишени аспирина – вещества, регулирующие рост сосудов, и использовать их для создания более безопасных препаратов», - поясняет она.Комментируя результаты исследования для BBC, представитель Британского общества по изучению рака Кэт Арни отметила, что предположения исследователей пока что подтверждаются лишь данными лабораторных исследований. «Предстоит еще очень долгий путь, прежде чем мы установим окончательно, можно ли использовать для борьбы с раком аспирин или подобные ему препараты. В связи с этим мы ни в коем случае не рекомендуем больным раком принимать аспирин без консультации с врачом, поскольку больше дозы этого препарата могут быть опасными», - подчеркнула она.
06.10.2006 09:05
В ближайшие три года рождаемость в России может вырасти в три раза
В ближайшие три года рождаемость в России может вырасти в три раза. На это рассчитывают депутаты Госдумы, которые ждут, что до 17 октября к ним поступит законопроект по так называемому базовому материнскому капиталу. Об этом журналистам сообщил первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов после заседания Совета по национальным проектам. "До 17 октября, как нам обещал министр здравоохранения и социального развития, в Госдуму поступит законопроект по базовому материнскому капиталу", - сказал он. По словам Морозова, контур документу уже ясен: "с 1 января 2007 года женщины, родившие второго ребенка и последующих детей, будет получать сертификат на 250 тыс рублей". Морозов подчеркнул, что "в течение трех лет 250 тыс рублей будут индексироваться, а с 1 января 2010 года матери будут иметь право раскассировать сертификат и вложить деньги в жилье, образование или лечение, если потребуется". "Только в 2007 году государственные обязательства по этому закону составят 130 млрд рублей", - отметил вице- спикер. Он привел мнение экспертов, которые прогнозируют, что "за три года рождаемость возрастет в три раза". "Это большой сдвиг в решении демографической проблемы, депутаты Госдумы будут помогать законодательно решать эту проблему", - пообещал Морозов. Вице-спикер Совета Федерации Светлана Орлова добавила, что в ближайшее время пройдет диспансеризация работоспособного населения, состояние здоровья будет проверено у 75 тыс детей из детдомов и интернатов, что также должно положительно сказаться на демографии. "У нас по сравнению с Европой продолжительность жизни мужчин на 19 лет меньше, продолжительность жизни женщин - на 13 лет. Сейчас на первое место по смертности выходят инфаркты и инсульты, поэтому мы должны не лечить, а предотвращать болезни", - пояснила она. Ранее сегодня первый заместитель председателя правительства Дмитрий Медведев заявил журналистам, что необходимо активизировать работу в области решения проблем демографии. "Те меры, которые озвучивал президент, надо начинать предпринимать", - считает он. "К середине месяца мы надеемся, точнее говоря, мы обязаны внести законопроект о материнском капитале в Госдуму", - отметил первый вице-премьер.
06.10.2006 09:04
В этом году прогнозируется увеличение смертности среди наркоманов
Исполнительный директор Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC) Антонио Мария Коста предупреждает о прогнозируемом увеличении в этом году смертности среди наркоманов от передозировки. "Обширные поставки афганского героина, по всей видимости, приведут к драматическому повышению чистоты этого наркотика, продающегося на черном рынке", - подчеркивает он в послании, которое направлено в адрес министров здравоохранения почти 90 стран. "Это, в свою очередь, будет способствовать существенному росту смертности от передозировки, поскольку наркоманы не привыкли вкалывать себе дозы со столь высокой концентрацией наркотика", - указывает Коста. Он призвал все национальные органы здравоохранения "принять все возможные профилактические меры" и "срочно проинформировать всех практикующих врачей" о создавшейся ситуации. Как отмечается в опубликованном в прошлом месяце докладе UNODC, в этом году в Афганистане будет собрано 6 тысяч 100 тонн опия-сырца - на 49% больше по сравнению с 2005 годом. На долю этой страны приходится 92% всех поставок опия на мировой черный рынок.
06.10.2006 09:04
Путин: решение демографических проблем потребует системной работы всех уровней власти в продолжение многих лет
Президент России Владимир Путин предупредил, что решение демографических проблем потребует "системной работы всех уровней власти в продолжение целого ряда лет". На заседании Совета по национальным проектам глава государства подчеркнул, что задачи демографической политики - "принципиально новые и требующие не только сложных вопросов и прогнозов, но и системной работы всех уровней власти в продолжение целого ряда лет". "Нам предстоит продумать и создать принципиально новую форму стимулирования рождаемости - предоставления женщинам, родившим второго и последующих детей, материнского капитала", - напомнил Путин. По его мнению, "закладывая сейчас финансовую, правовую, методологическую основу этого механизма, следует с самого начала сделать его работающим и максимально простым, а главное - понятным людям". Глава государства считает, что "при этом надо эффективно реализовать и другие мероприятия демографической политики". Он уточнил, что речь идет, "в первую очередь, о мерах по укреплению семьи и материнства, а также о дополнительных мероприятиях по снижению смертности, частью которых, конечно же, станут действия по предотвращению преждевременной гибели людей в чрезвычайных ситуациях и трагических происшествиях". На заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов, которое прошло под председательством президента РФ Владимира Путина обсуждались основные этапы работы по приоритетным направлениям в будущем году. "На сегодняшнем заседании мы рассмотрим планы работы на 2007 год, а также поговорим о реализации нацпроектов в более дальней, трехлетней перспективе", - сказал глава государства, открывая совещание. В своей речи президент остановился на проблемах демографии, выполнении проектов "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". Третий нацпроект - по развитию образования глава государства за час до этого обсуждал с лучшими учителями страны. Что касается медицинского нацпроекта, то Путин сказал, что помнит как "на прошлом Совете мы договаривались определить территории, где в следующем году будут построены новые центры медицинских технологий". "Но в виду плотности заседания, предлагаю этот вопрос передать президиуму /Совета по нацпроектам/", - сказал президент. В свою очередь первый заместитель председателя правительства Дмитрий Медведев, выступая на заседании Совета по реализации нацпроектов, заявил, что основной упор в рамках национального проекта "Здравоохранение" в будущем году должен быть сделан на улучшение качества работа стационаров. По его словам, этот вопрос часто поднимают сами медики. В то же время работа по поставкам оборудования, транспортных средств в медицинские учреждения, а также повышение денежного содержания работников этой сферы будет продолжено. Отдельное внимание будет уделено пилотным проектам системных преобразований в сфере здравоохранения в ряде регионов, отметил Медведев. Для этой программы будет избрано 10 пилотных регионов, на которых будут опробованы методы перехода на новые программы бюджетирования медицинских учреждений. "Уже сейчас часть регионов готова заниматься этим, причем даже без финансирования из федерального центра", - сказал Медведев.Ранее он сообщил журналистам, что пока рано подводить итоги реализации нацпроектов за год. "Если говорить о первых девяти месяцах, то работа шла не без трудностей, но в целом удовлетворительно", - считает он. Национальный проект "Здоровье" направлен на повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Проект был рассчитан на 2006-2007 гг., однако это не означает, что финансирование в последующие годы прекратиться. В 2006 году на осуществление реализации национального проекта "Здоровье" выделено 88,4 млрд рублей, из них 62,6 млрд руб. - средства федерального бюджета. В 2007 году в проекте федерального бюджета ассигнования на нацпроект планируются в размере 107,7 млрд. рубле, что на 72,1 проц. больше, чем в текущем году. В ближайшие пять лет планируется построить специализированные центры по основным направлениям: кардиохирургии, травматологии, трансплантологии, нейрохирургии, эндокринологии, репродуктивным технологиям. Таких центров предусматривается построить 14, на каждый из них будет выделено по 1,2 млрд. рублей. Благодаря реализации нацпроекта удалось добиться повышения престижа работы в первичной звене здравоохранения, что привело к притоку молодых специалистов. 1.914 выпускников медицинских вузов 2006 года приняли решение работать в районных поликлиниках.
05.10.2006 18:10
Научно-практическая конференция для специалистов здравоохранения «Достижения медицинской науки в ревматологии»
18 октября в малом зале Администрации области состоится научно-практическая конференция для специалистов здравоохранения «Достижения медицинской науки в ревматологии», начало в 10 часов.Программа конференции.10-00-10.10 Открытие конференцииПредседатели Иванова А.В.Рубанова М.П.10.10-11.00Дифференциальная диагностика суставного синдрома. Современные принципы лечения.Мазуров В.И., д.м.н. профессор, член кор. РАМН, проректор МАПО СПБ11.00-11.40Современное представление об остеопорозе. Клиника , диагностика лечение.Зоткин Е.Г. д.м.н., профессор МАПО11.40-12.20.Кардиоваскулярные аспекты в ревматологииМазуров В.И.д.м.н. профессор, член кор. РАМН, проректор МАПО СПБ12.20-12.40 Протезирование суставов. Осложнения после протезированияКарпиков В.Н. Антипов П.Ю.НОКБ12.40-13.00 Кофе-брейк  13.00-14.30Дисплазии соединительной ткани в терапевтической практикеЗемцовский Э. В. д.м.н. профессор Педиатрической Мед. Академии СПб.14.30-14.50Новые подходы к лечению ревматологических заболеваний ( по материалам СЗ конференции по ревматологии в Петрозаводске)Иванова А.В. к.м.н. доцент ИМО НОВГУ, зав. отд кардиологии ГБ №214.50-15.10Проблемы выбора препаратов для лечения остепорозаВасиленко А.А главный ревматолог области15.10-15.25Проблемы безопасности применения лекарственных средств в ревматологииСвириденко М.С. зам дир-ра ГУЗ «МИАЦ»15.25Закрытие конференции  Приглашаются:  ревматологи, терапевты, неврологи, кардиологи, врачи общей практики, врачи скорой помощи и все заинтересованные специалисты.
05.10.2006 17:42
Открытие фельдшерско-акушерского пункта в д.Сусолово Старорусского района.
Сегодня в дер. Сусолово Старорусского района открылся фельдшерско-акушерский пункт. В нем имеются отдельные кабинеты (процедурный, для приема фельдшера, акушерский), он оснащен физиотерапевтическим оборудованием - установлены 4 новых аппарата для физиопроцедур. Подобных медицинских услуг в такого рода учреждениях здравоохранения района раньше не осуществлялось.Медицинский пункт будет обслуживать территорию с населением 900 человек. Помимо жителей Сусоловского сельского поселения, где есть и общеобразовательная школа, и детский сад, здесь будут принимать больных из соседнего, Заболоцкого - там сгорел старый фельдшерский пункт.  Оборудование и мебель стоимостью 140, 6 тыс. рублей приобретены за счет средств фонда ОМС. До конца года в районе появится еще один новый фельдшерско-акушерский пункт в дер. Тулебля.На сегодняшний момент это 17 ФАП, отрытый в этом году по программе "Год здравоохранения"
05.10.2006 17:17
Правительство РФ создало комиссию по профилактике, диагностике и лечению ВИЧ-инфекции
равительство РФ создало специальную комиссию по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека /ВИЧ-инфекции/. Решение о создании комиссии принято на заседании правительства, сообщили сегодня корр. ИТАР-ТАСС в пресс-службе кабинета министров. Как сообщил корр.ИТАР-ТАСС источник в правительстве РФ, решение принято в соответствии с поручением президента РФ, которое он дал на заседании президиума Госсовета РФ 21 апреля. Комиссии предстоит обеспечить координацию действий федеральных органов исполнительной власти, власти субъектов РФ по реализации государственной политики в области предупреждения ВИЧ-инфекции и оказания медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным людям. По данным Минздравсоцразвития РФ, в настоящее время в России зарегистрировано чуть более 330 тыс ВИЧ-инфицированных. Около 80 проц зараженных этим вирусом в России - наркозависимые. Подавляющее большинство зараженных моложе 35 лет. Как полагают в министерстве, "проблема ВИЧ-инфекции является, в основном, социальной, ее решение лежит в плоскости изменения существующих моделей поведения значительной массы населения, в первую очередь, представителей групп повышенного риска заражения ВИЧ". Существующая система координации межведомственных усилий по противоэпидемическим мероприятиям на федеральном уровне в настоящее время малоэффективна, создание новой правительственной комиссии в этой сфере, рассчитывают в министерстве, поможет значительно улучшить ситуацию.
05.10.2006 17:16
Итоги «Горячей линия» по вопросам здравоохранения и лекарственного обеспечения льготной категории граждан
3 октября была организована телефонная «Горячая линия» по вопросам здравоохранения и лекарственного обеспечения льготной категории граждан с участием председателя комитета по охране здоровья населения области, главных специалистов области,руководителями областного фонда обязательного медицинского страхования, ГОУП "Медтехника» и «Новгородфармация».60 жителей области задали 70 вопросов, большинство которых были связаны с дополнительным льготным обеспечением лекарственными препаратами. Надо отметить, что по сравнению с предыдущим подобным мероприятием количество звонков на эту тему снизилось на 30%. Во многих обращениях содержалось недовольство большими очередями в поликлиниках, обусловленными обострением сезонных заболеваний среди населения. По - прежнему актуальными остаются темы оказания медицинской помощи новгородцам за пределами области в учреждениях здравоохранения с высокими технологиями и организации санаторно-курортного лечения.Немногочисленные заявления по поводу невнимательного отношения к пациентам со стороны медицинских работников будут рассмотрены в комитете по охране здоровья населения области. Пресс-центр администрации Новгородской области.
05.10.2006 17:12
Выступление Министра М.Ю.Зурабова на Пироговском съезде 28. 09. 2006 г.(стенограмма)
Добрый день, уважаемые коллеги. Я хотел бы от себя лично поздравить вас с началом работы 6-го Пироговского съезда. Это, конечно, событие. Это мероприятие, которое не могло быть оставлено без внимания руководством страны и, конечно же, Министерством здравоохранения и социального развития, нашими коллегами, которые работают в социальной сфере. Поэтому еще раз хочу передать вам поздравления и пожелания успешной работы. Я постараюсь сегодня в своем выступлении сказать о перспективах, сказать о том, что делается в настоящий момент и попробовать рассказать вам и о тех проблемах и подходах, которые продолжают оставаться на повестке дня, и решение их нам предстоит найти в ближайшие месяцы, а, может быть, годы. Я не стану разочаровывать Геннадия Андреевича (прим.- Зюганова), и действительно, хотя не предполагал, назову вам некоторые цифры, но исключительно для того, чтобы вы сами смогли оценить динамику тех расходов, которые государство уже сейчас и в ближайшие годы будет осуществлять в сфере охраны здоровья человека, и сделать вывод: действительно ли внимание к здравоохранению со стороны властей меняется, или отношение к этой проблеме остается прежним. Расходы на здравоохранение в 2003 году за счет всех источников, исключая средства граждан, которые направляются как на финансирование платных услуг, так и на приобретение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения составляли порядка 391,5 млрд рублей. В 2004 году эта сумма выросла до 480 млрд рублей, в 2005 году она уже составила 656 млрд рублей, в этом году по прогнозам она достигнет 840 млрд рублей, в 2007 году мы доведем расходы на здравоохранение до 1 трлн рублей. Все это происходит за несколько лет, и поэтому, мне кажется, что даже эти цифры, возможно, на слух воспринимаются не так, как можно их воспринять, когда понимаешь, какие конкретные мероприятия за этими цифрами стоят. И, конечно же, они воспринимаются еще лучше, если тот комплекс мер, который предпринимается на всех уровнях власти, действительно позволяет нам эффективно их расходовать,  эти цифры с моей точки зрения достаточно красноречивы. Я неизбежно скажу сегодня несколько слов о национальном проекте, о планах, которые намечает правительство, наши коллеги, Совет Федерации, Государственная Дума на будущий год и на 2008 год. Предполагая, что те, с кем мы сегодня ведем разговор, люди квалифицированные, которые глубоко погружены в проблематику здравоохранения, хотел бы несколько слов сказать о тех подходах, тех, в каком-то смысле, мифах, которые в течение последних лет рассматривались, как универсальные способы выведения отечественного здравоохранения из кризиса. Скажу я вам об этом, потому что моя задача – пояснить вам, почему нет простых решений. Возможно, что такого рода заявления сразу же заставят вас насторожиться, а, может быть, кого-то и потерять интерес к тому, что я сегодня собираюсь вам рассказать. Потому что все мы надеемся на чудо, надеемся на то, что в один прекрасный день у нас появятся деньги, мы будем знать, как их потратить, и жизнь в одночасье изменится к лучшему. Вы знаете, это то, что объединяет нас с нашими пациентами: наши пациенты рассчитывают на быстрое выздоровление, рассчитывают на то, что одна таблетка в состоянии превратить их в здоровых людей. На этом построена вся реклама, построено все продвижение медицинских технологий в жизнь. Вот ровно то же самое, уважаемые друзья, происходит с нами, когда на трибуну выходят люди и говорят: "Мы знаем рецепт: можно принять одну таблетку". Вот я вам ответственно говорю: этой одной таблетки нет. Так же ответственно, как вы понимаете, что нет этой одной таблетки для пациента, также нет этой одной единственной таблетки для здравоохранения, и нам надо постепенно проходить курс оздоровления. И вот этот курс оздоровления, о котором сегодня, в частности, пойдет речь, это курс, который состоит из этапов. И вы никогда не будете осуществлять никаких серьезных медицинских вмешательств, если вы не подготовите пациента к тому, чтобы он воспринял это так, чтобы это в конечном итоге принесло ему пользу. Итак, какие у нас в стране существуют достаточно расхожие, и, я подчеркну еще раз, упрощенные представления о том, что надо было бы сделать, и что, если мы сделаем это мгновенно, улучшит ситуацию в здравоохранении. То, что касается финансирования, то я уже об этом вскользь сказал, я вернусь к теме финансирования сегодня, возможно даже не один раз, и поэтому не с этих проблем начну. Мне случилось прийти работать в Министерство здравоохранения в 1998 году. Я некоторое время работал в должности первого заместителя министра здравоохранения, и как человек, проводящий достаточно продолжительное время на работе, я познакомился с большим количеством подготовленных нормативных документов и планов, которые, как казалось в 1998 году, могут исправить ситуацию в здравоохранении достаточно быстро. Там были проекты федеральных законов о государственных гарантиях бесплатной медицинской помощи, были предложения по модернизации системы обязательного медицинского страхования и по переходу на финансирование здравоохранения по полному тарифу. Были предложения, связанные с увеличением объема финансирования субъектами Российской Федерации медицинской помощи на страховых принципах посредством увеличения объемов средств, направляемых на обязательное медицинское страхование неработающих граждан. Там были предложения по более широкому внедрению или переходу на одноканальную систему. Там была масса предложений. Все эти предложения с 1998 года вам хорошо известны. Вопрос только в одном: вы вряд ли рискнете предположить, что невыполнение этих планов обусловлено всего лишь несостоятельностью или неспособностью власти действенно и целенаправленно выполнить то, что абсолютно всем понятно, как правильный и  ведущий к намеченной цели путь. Значит, проблемы, по-видимому, кроются в чем-то другом. Для того чтобы проиллюстрировать вам причины, которые не дают нам возможность сегодня найти простой ответ на этот вопрос, я приведу несколько примеров. Простой тезис: субъекты Российской Федерации и муниципалитеты должны были бы направлять больше финансовых средств на финансирование системы обязательного медицинского страхования, как увеличивая размер подушевого норматива, так и увеличивая охват тех неработающих граждан, в отношении которых они осуществляют страховые платежи. А какой у них мотив? Я вам этот вопрос задал, потому что у них есть не то чтобы мотив, у них есть антимотив. И этот анти мотив не обусловлен костностью тех людей, которые работают в финансовых органах и готовят и принимают подобные решения. А их антимотив обусловлен тем обстоятельством, что вся система оказания медицинской помощи организована так, что вы финансируете не медицинскую помощь, вы финансируете сеть медицинских учреждений. И значит, в том случае если вы направляете средства, которые предусмотрены в бюджете муниципалитета, либо субъекта на финансирование системы обязательного медицинского страхования, то это не избавляет вас от необходимости погасить задолженность по заработной плате, если она возникнет в конкретном лечебном учреждении. А средства, которые вы направите в систему обязательного медицинского страхования, и которые должны поступать в лечебные учреждения по принципу «за пролеченного больного», в случае, если они не поступят, баланса доходных источников у лечебного учреждения может не оказаться. Тогда возникнет та самая кредиторская задолженность, которая должна быть полностью погашена учредителем - муниципалитетом, либо Субъектом Федерации. Можно предположить, что причина кроется в том, что организационно-правовые формы лечебных учреждений являются таковыми, и за этой организационно-правовой формой стоит субсидиарная ответственность учредителя, то есть того самого органа власти, который финансирует обязательство бесплатной медицинской помощи. И достаточно было бы расширить эту самостоятельность, достаточно было бы предоставить больше свободы лечебному учреждению, достаточно было бы изменить их организационно-правовые формы, и эта проблема была бы решена? Это не так, потому что если вы расширяете организационно-правовые формы, то вы это должны делать, осознавая, что это не будет сопровождаться ростом стоимости медицинской помощи. Потому что, если вы расширяете самостоятельность таким образом, что у вас не создается конкурентная среда между одинаковыми по типу лечебными учреждениями. Когда лечебные учреждения представляют из себя  в целом ряде случаев учреждения, монопольно оказывающие медицинские услуги, вы не можете быть от этого застрахованы. Ровно так же вы не можете быть застрахованы от того, что расширение организационно-правовых форм и возможностей лечебных учреждений не будет сопровождаться, в том числе, изменением собственности на то имущество, которое находится в ведении данных лечебных учреждений. И последнее, также небольшой пример: в этом году Министерство здравоохранения впервые попыталось реализовать подход, который основан на принципе государственного задания или заказа для подведомственной сети. И Министерство здравоохранения пыталось не только с настойчивостью реализовать эту идею, но имело к этому целый ряд благоприятствующих возможностей. Тем не менее в чистом виде мы не смогли этого сделать, потому что если вы переходите на финансирование государственного задания или государственного заказа, вы должны ответить на вопрос: продолжаете ли вы финансировать  данные лечебные учреждения по смете. И если вы снимаете с финансирования лечебное учреждение, то, уважаемые коллеги, вы по действующему законодательству обязаны предложить эти объемы на конкурсные торги. И проведение конкурсных торгов по распределению государственного задания – это то, что, я полагаю, еще ни разу у нас в Российской Федерации фактически не реализовывалось. Кроме того что у нас помимо распределения государственного задания на конкурсной основе возникнет такая проблема, как налогообложение этих объемов, потому что они будут поступать в лечебные учреждения как внереализационный доход или как доход по договорам, которые заключены со сторонними организациями вне зависимости от того, государство это задание формирует, или это задание формирует кто-либо, кто находится в хозяйственных отношениях с данным лечебным учреждением. И последнее обстоятельство, которое я хотел бы здесь же упомянуть: как бы вы ни переформатировали финансирование, все равно та модель, по которой действуют медицинские организации, заставит вас инкорпорировать эти средства в смету. И как только вы их инкорпорируете в смету, то вы мгновенно должны будете ответить на вопрос: какая у вас система оплаты труда, ставки, нормативы расходования на питание, на инвентарь. Вы придете с этими цифрами  в финансирующий орган, либо в вышестоящий орган управления здравоохранением, и там весь ваш хозяйственный механизм закончится. Я сейчас упомянул только об одной небольшой детали. Я даже не хочу сейчас вам объяснять, почему сложно реализовать одноканальный принцип, почему сейчас абсолютно бессмысленно внесение изменений в закон о медицинском страховании, если это не дополнить серьезными подготовительными и абсолютно осмысленными действиями. Еще раз хочу вам сказать: нет простых решений. В ближайший год, особенно в преддверии выборов в Государственную Думу, а затем выборов в президенты, коллеги, вам будут предлагать таблетку, не кладите ее под язык. Никакого спасительного рецепта ни у одного, кто бы сейчас встал и сказал, что нужно делать, так чтобы мы завтра или послезавтра получили положительный результат, нет. Поэтому то, о чем мы с вами говорим в рамках инициатив президента, в рамках национального проекта в сфере здравоохранения, демографического проекта, который тоже имеет довольно серьезную компоненту, связанную со снижением смертности от управляемых причин – это этапы пути, который нам предстоит пройти в 2005 - 2007 и, скорее всего, в 2008 году, для того чтобы в перспективе, в 2009 году, у нас  появились основания сказать: «Мы готовы». К чему готовы и как готовы – это то, что, возможно, сегодня мне удастся вам рассказать во всяком случае так, как я это понимаю. Но задача даже не в планах на 2009 год, задача в планах на текущий и будущий годы, потому что от того, с какой динамикой мы будем двигаться и как будем двигаться в направлении достижения высокого конечного результата, будет зависеть во многом доверие к системе здравоохранения как со стороны граждан, так и нас самих. Теперь несколько слов о национальном проекте. Не знаю, до какой степени вы информированы о сути тех мероприятий, которые включены в национальный проект. Вы знаете, они тоже все обрастают домыслами. Скажу вам так: выдавить слезу труда не составляет. Придумать решение, которое позволило бы нам в каких-то случаях, и в этом, кстати, искусство врача и состоит, выполнить совершенно невозможное – вот в чем задача. Давайте мы рассмотрим предельно простой вопрос: заработная плата. Сегодня эта тема уже прозвучала. И, конечно, эта тема вызвала у вас поддержку. А почему нет? Кто будет отказываться от более высокой заработной платы? Никто. Кто будет отказываться по поводу того, что на это можно будет направить деньги стабилизационного фонда? Вероятно, тоже никто. Я не очень большой специалист по макроэкономике, поэтому не хочу полемизировать в отношении  того, повлияет это на макроэкономические показатели, подстегнет это инфляцию или не подстегнет. Скажу вам по-другому: у нас в стране 14,6 млн работников бюджетной сферы. Если к ним прибавить гражданский потенциал силовых ведомств, если туда прибавить тех, кто получает средства из государственного бюджета, денежное довольствие военнослужащих, государственных и субъектовых чиновников, пенсионеров, в том числе военных, которые завязаны, однозначно, на всю систему оплаты труда в бюджетной сфере, то у нас получится не менее 16,5 млн человек. Итак, представьте себе, что вы хотите решить очень простую задачу: вы хотите поднять заработную плату одной категории медицинских работников. Конечно, я понимаю, что вы можете даже и не пытаться отвечать на этот вопрос, вам может показаться, что достаточно его сформулировать, и решение будет найдено. Но вот на конкретном примере я хочу вам пояснить, насколько каждое решение такого вопроса носит индивидуальный или даже штучный характер. Если мы повышаем заработную плату в бюджетной сфере любой категории граждан, любой категории работников, то это неизбежно приведет к пересмотру систем оплаты труда для всех 14,4 млн человек, потому что все эти 14,4 млн человек работают на единый тарифный сектор. Это повышение следующим этапом приведет к увеличению заработной платы гражданского персонала силовых ведомств. Вслед за повышением гражданского персонала силовых ведомств вам придется поднять заработную плату, а точнее денежное довольствие военнослужащих, затем идут военные пенсионеры, затем идут чиновники, госслужба и все сопутствующие. И повышение заработной платы на относительно небольшую сумму, в относительно небольшом размере – это гигантские в сотни миллиардов расходы. Теперь вернулись к тому, с чего мы начали. Представьте себе, что оценивая ситуацию в здравоохранении, вы выявляете или выделяете наиболее сложное, наиболее нуждающееся в поддержке звено или этап в медицинской помощи. Я думаю, что для большинства из нас очевидно, что таким звеном, во всяком случае на данном этапе, является первичное звено медико-санитарной помощи. Почему 80 % всей медицинской помощи оказывается в этом звене? В этом звене находится максимальное количество основных фондов, максимальное количество единиц медицинского и диагностического оборудования. Муниципалитеты на сегодняшний день располагают самыми скромными финансовыми возможностями. И поэтому в последние десятилетия объемы средств, которые поступали в первичное звено, никогда не были существенными: у нас всегда происходил перекос в отношении стационарного звена, в отношении специализированной помощи. И не только потому, что кому-то казалось, что именно стационары или специализированную помощь нужно укреплять, а просто потому что они финансировались за счет других источников. Для Федерального центра направить 8 - 10 млрд рублей на укрепление материально-технической базы федеральных специализированных медицинских учреждений – это небольшая проблема, такие средства на уровне субъекта или муниципалитета никогда не появятся. У нас сейчас 604 тысячи врачей. Мы готовим ежегодно 21 тысячу. Если представить себе, что в среднем врачи работают 30 - 33 года в своей профессии, то тогда совершенно очевидно, что эта 21 тысяча выпускников должна приходить на смену каждый год, для того чтобы мы через 30 - 35 лет имели полностью обновленный кадровый состав отрасли. Я даже не буду называть эти цифры. Вы все их знаете лучше меня. Вы знаете средний возраст в первичном звене, вы знаете, какое количество молодых людей и девушек после окончания медицинских институтов приходили работать в первичное звено. Разве не в этой аудитории постоянно звучали призывы усилить профилактическую компоненту здравоохранения? Разве мы не говорили постоянно о том, что в целом ряде случаев здравоохранение у нас вынуждено нести при недостатке средств более высокие расходы. Тот, кто обращается за медицинской помощью, обращается за ней тогда, когда уже есть клинические проявления заболевания, и мы не можем человеку обеспечить достаточно продолжительную нормальную жизнь при хронической патологии. Когда средняя продолжительность жизни при хронической патологии во всех европейских странах и в мире составляет 18 - 20 лет, у нас – 7 лет. Во-вторых, вы говорите нам, что мы поступили неправильно, подняв одной категории заработную плату. Давайте мы поднимем заработную плату всем в этом звене. Но если вы хотите создать привлекательность рабочего места, если мы все с вами одинаково сознаем, насколько тяжел труд человека, работающего на участке – совершенно очевидно, что эту категорию нужно было выделить. И третье соображение: нам не только нужно укрепить кадровый потенциал первичного звена, в частности, тех, кто работает на врачебных участках, нам надо готовиться к новой организации работы этих самых врачебных участков. Поэтому естественно, что решение, которое было принято, было ориентировано именно на ту категорию, именно на то звено медицинской помощи, которое, как нам казалось, в течение последних десятилетий пострадало больше всего. Итак, мы предложили дополнительное материальное вознаграждение. Уважаемые друзья, если находящиеся в этом зале знают детали этого решения, то вы согласитесь, что мы не пересмотрели систему оплаты труда, мы не ввели новый оклад, мы ввели государственное задание. Мы ввели новый платеж, мы ввели дополнительный договор или дополнительное соглашение к трудовому договору, которое действует в течение года, после чего его действие прекращается, и необходимо заключить новый договор. И в этом тоже есть определенный смысл, потому что так же как и вы призываете нас к этому, и мы осознаем, что нам нужно через какое-то время и, возможно, к будущему году вводить качественные оценки работы первичного звена, для того чтобы у нас в первичном звене проходила ротация кадров, для того чтобы туда приходили более квалифицированные работники, в конечном итоге, для того чтобы расширялись не только функции врача, который работает на участке, но и расширялись его возможности, как ключевое звено в организации медицинской помощи на первом этапе. Еще раз хочу подчеркнуть: ничего не менялось, мы не меняли систему оплаты труда. Более того, обсуждалось решение, в соответствии с которым предполагалось (правда, потом оно не было поддержано), что врач, работающий на участке, будет заключать договора гражданско-правового характера на выполнение этой работы. Таким образом, он приобретет дополнительную самостоятельность и дополнительную ответственность, которая связана с его работой. И если уж в этой логике рассуждать дальше, а такого рода предложения нередко слышатся, что надо вслед за этим вводить страхование профессиональной ответственности врача, работающего на участке. Не медицинского учреждения, а конкретного врача. Это тоже  очевидные этапы работы. Я допускаю, что то, что я сегодня рассказываю, дает вам возможность взглянуть на проблему чуть иначе, чем вы обычно на нее смотрели, потому что когда эти программы объявлялись, акцент был сделан на повышение заработной платы. Это этап модернизации. И по этой причине не о повышении заработной платы как таковой идет речь, а о другой системе оплаты за медицинскую помощь.  Вы неоднократно говорили, уважаемые коллеги, что деньги должны идти за пациентом, - это первый шаг в этом направлении. Теперь рассмотрим ситуацию с узкими специалистами. Итак, на этот год суммарно по стране мы запланировали на дополнительные выплаты в первичном звене порядка 18,5 млрд рублей. Что еще дополнительно предусматривается направить в первичное звено? Средства на диспансеризацию работников бюджетной сферы, средства на диспансеризацию работников, занятых на вредных и особых условиях труда,  и дополнительное финансирование  медицинской помощи двум категориям: работающим гражданам и неработающим пенсионерам в размере 25% от выставленного системой обязательного медицинского страхования счета за оказанную медицинскую помощь. Итак, у нас в первичном звене сегодня работает приблизительно 70 тысяч врачей на участках, 77 тысяч медсестер, 73 – 74 тысячи специалистов и приблизительно такое же количество медсестер. То есть это сопоставимые показатели. Итак, на эту категорию, которая получила прибавку, мы запланировали 18,5 млрд рублей. Назову вам цифры, которые предусматриваются на этот год по всем программам финансирования медицинской работы в первичном звене. Диспансеризация – 2 млрд, вторая диспансеризация – 1,9 млрд, на софинансирование медицинской помощи работающим гражданам дополнительные средства из фонда соцстраха – 7, 4 млрд, неработающим пенсионерам – 6,4 млрд. Просуммируйте, вы получите ту же  самую сумму. Разница заключалась только в одном: в том, что применительно к участкам мы могли ввести норматив нагрузки, и эти нормативы нагрузки вам хорошо известны: 800 и 1700. Мы могли это пронормировать, мы могли выписать по-другому, более широко функцию врачебной должности, мы могли структурировать участки, мы могли их оконтурить, и этой работой мы начали заниматься. Разве вы не готовы работать с системой обязательного медицинского страхования  с оплатой по конечному результату. Эти деньги были предложены первичному звену, но их нужно было выполнить, их не нужно было получить в виде заработной платы. Вот они стоят. Сколько освоено? Вот он ответ. Разговор по поводу того, как, кем выполнять, нам абсолютно понятен. Но теперь рассудите и вы: мы прекрасно понимаем, что есть проблемы с укомплектованием медицинским оборудованием, что есть проблемы с санитарным автотранспортом, что есть проблемы с кадрами. Но разве не по этой же логике мы в этом году начинаем действовать? Предлагаем дополнительно укомплектовать кадрами, дополнительно поставить диагностическое оборудование в первичное звено. Мы закупаем существенные объемы санитарного автотранспорта: у нас в течение двух лет это будет приблизительно 13 тысяч единиц санитарного автотранспорта. Сегодня в Российской Федерации по дорогам ходит приблизительно 18,5 тысяч единиц санитарного автотранспорта, если брать ту часть, которая эксплуатируется в службах скорой помощи. У вас есть возможность перераспределить эти транспортные средства, укрепить, в том числе, и неотложную помощь, передать транспортные средства в первичное звено. Да, они не такого качества, как те, которые сейчас поставляются в скорую медицинскую помощь. Но это возможность провести определенное укрепление материальной базы. Но после того как материальная база начала укрепляться, разве мы не должны с вами выполнить ту материальную работу, о которой мы с вами говорили? Почему ее необходимо выполнить, коллеги? Потому что диспансеризация, которую вы сейчас проведете, даст вам реальную картину структуры заболеваемости по регионам. Или, во всяком случае, можно ожидать более объективную картину по сравнению с той, которая есть у нас сейчас, по структуре заболеваемости. И мы видим уже сейчас, по тем данным, которые к нам приходят, что не во всех регионах эта структура заболеваемости соответствует нашим предположениям об основных причинах смертности, в том числе и в трудоспособном возрасте. Почему мы взяли возрастной промежуток от 35 до 55 лет? Мы его взяли, потому что надо было в течение первого года провести обследование тех групп населения, где существует максимальный риск возникновения и развития патологий. Конечно же, никто не предполагает, что не будет оказываться медицинская помощь пожилым людям (средства на это выделяются дополнительно). И в последние годы, в частности по Дополнительному Лекарственному Обеспечению, по санаторно-курортному лечению, для оказания медицинской помощи этой категории направляются достаточно значительные средства. У нас очень высокая смертность в трудоспособном возрасте, вы это знаете. И если сейчас не заняться этой проблемой, самое главное – не приучить население к сотрудничеству, мы ничего не сделаем. Ведь те данные, которыми и вы, и мы располагаем, показывают, что желание попасть к врачу у человека в трудоспособном возрасте не очень высокое. Это, если хотите, дорога с двухсторонним движением: с одной стороны, мы должны начинать предлагать медицинскую помощь иного качества и иное отношение к пациенту, но, с другой стороны, мы должны и потенциального пациента заинтересовать, и создать у него понимание того, что его здоровье – это очень важная компонента его собственной жизни. Коллеги, мы прекрасно понимаем, что человек, получающий заработную плату в размере 4 – 7 тысяч  рублей, конечно, не относится к своему здоровью, как к сверхценности. Точно также мы понимаем, что что-то сейчас, например, в области демографии мы делаем чуть раньше, чем это необходимо. Почему чуть раньше? Потому что уровень жизни населения очень низок, потому что те меры, которые мы сейчас в сфере демографии будем предпринимать, и мы отдаем себе в этом отчет, могут повысить рождаемость в дезадаптированных группах. Но я вам скажу о другом, что сейчас еще есть демографический гребень, который в 2012 году просто прекратится, и какие бы вы меры ни предпринимали, рождаемость в этот момент вы уже не поднимете. В каждой конкретной ситуации вы должны детально понимать те внешние условия, те внешние обстоятельства, при которых это решение вырабатывается. И если вы обратили внимание на проект, который президент в своем послании предложил реализовывать с будущего года, то вы увидите три основных компонента: это не только пособия, это прежде всего работа по передаче детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи, это прежде всего работа по развитию сети детских дошкольных учреждений и это укрепление службы родовспоможения и медицинской помощи детям в первые годы жизни. Я еще по проекту остановлюсь на двух вопросах. Высокотехнологичная медицинская помощь. Действительно, правительство приняло решение, президент определил это: строить в регионах медицинские центры. Причем должен вам сказать, что это будут, возможно, самые современные или одни из самых современных медицинских центров в мире. Хорошо это или плохо? Мы знаем точку зрения о том, что в этом нет необходимости. Достаточно найти средства для финансирования медицинской помощи, которая оказывается в уже действующих медицинских учреждениях. Осознание этого у тех, кто готовил проект, конечно же, есть. В этом году  впервые Федеральное правительство сформировало заказ на 128 тысяч операций, которые будут проводиться в Федеральных специализированных медицинских  учреждениях. На будущий год – это 170 тысяч. В этом году финансирование наше составило порядка 10 млрд. На будущий год финансирование составит 17, 5 млрд, через год – 22, 5 млрд. С будущего года мы впервые предложим участвовать в этих конкурсах лечебным медицинским учреждениям, мы откроем эту возможность, мы не собираемся никого ограничивать в возможности предложить свои качественные медицинские технологии. Но к этому моменту должны быть пройдены некоторые подготовительные этапы, и мы тоже понимаем, какие они. Это утверждение клинических стандартов оказания медицинской помощи, это демонстрация материальной базы, кадрового потенциала, в том числе на уровне предгоспитальном и постгоспитальном при реабилитации. И с будущего года мы уже около 2,5 – 3 млрд средств предложим субъектам Российской Федерации для выполнения этой работы. Но если вы соотнесете потребности и наши возможности, если вы сделаете коррективы в соответствии с  выявляемостью по результатам диспансеризации. Уже сейчас люди, которые оказываются в 4-й, 5-й группе здоровья и даже в некоторых случаях в 3-й группе здоровья, естественно, задают вопрос, где они будут лечиться. Мы можем обеспечить помощь в таком объеме? Коллеги, навряд ли мы сегодня готовы настолько обманывать друг друга. Ведь мы же знаем эти данные. Я приезжаю в регионы, захожу в медицинские учреждения, смотрю лист ожидания и вижу, что на операции поступают те, кто встали на очередь еще в 2004 – 2005 году. Притом, что нам нужно делать порядка 400 тысяч сердечно-сосудистых операций, мы делаем порядка 35 тысяч. Вот откуда смертность. Так вот  центры, о которых сейчас ведется речь, должны будут выполнять до 10 – 80 тысяч операций ежегодно каждый. Это не научные центры. Это центры, через которые должны тиражироваться медицинские технологии. Это центры, которые будут точками кристаллизации для модернизации или реорганизации системы оказания медицинской помощи в регионах, в которых эти центры будут построены. Скажите, кто-нибудь из присутствующих в зале готов отказаться от строительства центра, который будет строиться ровно по таким же самым технологиям и технически будет оснащен ровно на таком же уровне, как и те 14 центров, о которых сейчас идет речь. Их в общей сложности у нас будет порядка 35-ти. И особенность строительства этих центров, что является технологически отдельной трудной задачей, заключается в следующем: в том, что каждый такой центр должен быть построен за полгода. А по шуму в зале я понимаю, что со строителями вы хорошо знакомы. Мне не нужны эти центры через 5 лет и через 4 года. Теперь вернемся к теме их дальнейшего использования. Еще раз повторю вам, коллеги, что мы предполагаем загружать ведущие Федеральные клиники, но я также хотел бы поставить вас в известность о том, что на сегодняшний день по разным клиникам – это разные цифры, но в целом по Федеральной сети 80% пациентов, получающих медицинскую помощь в Федеральных центрах Москвы и Санкт-Петербурга – это жители Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской и Московской областей. Вот в этом правда. И  разговор по поводу того, что у нас гражданин из Владивостока или Хабаровска может приехать в Москву для того, чтобы получить высокотехнологичную медицинскую помощь, и при этом с него еще не возьмут 20 тысяч долларов – это просто рассказы. Вы знаете, можно говорить обратное, если ты рекламируешь таблетку. Но мы никакую таблетку не рекламируем и популярности нам искать не надо. Нам нужно сделать дело. И поэтому в Хабаровске будет стоять такой центр. Он будет стоять в Красноярске. Будет в Иркутске. И они будут распределены равномерно, потому что это то, что позволит здравоохранению выйти на качественно другой уровень. А для того чтобы нам не потерять кадры и медицинские технологии, я изложу это в совсем простом варианте. Молодежи бывает некуда расти. Вы думаете, мы не укомплектуем эти центры? О чем речь? Каждый губернатор в случае появления такого центра берет на себя целый ряд серьезнейших обязательств и подписывает эти обязательства и по строительству жилья, и по привлечению кадров, и по развитию инфраструктуры. Я понимаю, что в каких-то случаях это воспринимается болезненно, потому что в этой сфере реально возникнет более широкая палитра предложений медицинской помощи. И, конечно, в этом случае человек будет выбирать, поехать ему в Москву или обратиться в Центр, который будет заниматься ортопедией или травматологией в Астрахани. У него будет выбор и возможность. Коллеги, я несколько слов скажу о тех изменениях, которые мы вносим в Национальный проект на будущий год. Только лишь об изменениях. Первое: все те категории медицинских работников, которые получают дополнительные выплаты в этом году, включая медицинский персонал акушерских пунктов, медицинский персонал – врачей, фельдшеров, медсестер, – работающий в службе скорой помощи, все это сохраняется, предусматривается в полном объеме, и никаких в этом смысле изменений не предполагается. Второе, что мы планируем делать на будущий год – это увеличивать объемы финансирования службы родовспоможения. Мы предполагаем дополнить родовой сертификат третьим талоном. Этот талон будет передаваться женщинам через полгода после того, как она примет решение о выборе детской поликлиники. Этот талон будет состоять из двух купонов. Стоимость каждого купона будет составлять тысячу рублей. Таким образом, детская поликлиника дополнительно, в случае, если она будет выбрана молодой мамой, получит финансирование в размере двух тысяч рублей за первый год наблюдения ребенка в детской поликлинике. Кроме этого, мы предполагаем увеличить на тысячу рублей ту сумму, которая направляется на финансирование родовспоможения. Таким образом, стоимость сертификата с 5 тысяч увеличивается до 6. И будет предоставлено право расходовать средства, которые будут накапливаться в лечебных учреждениях, на приобретение медицинского оборудования. Перечень рекомендуемого к приобретению медицинского оборудования будет утвержден Министерством, но все приобретения будут осуществляться децентрализованно. До 25% можно будет направлять на эти цели из той суммы средств, которая будет  поступать в стационарные учреждения родовспоможения. До 3 тысяч рублей мы увеличиваем платеж на медицинскую помощь в женской консультации. Дополнительная тысяча рублей будет направляться на приобретение железосодержащих препаратов, витаминов и ряда других лекарственных препаратов, имея ввиду состояние здоровья женщин, которые сейчас у нас наблюдаются. Анемия все-таки имеет очень большую распространенность. Кроме этого, мы предусматриваем порядка 3,4 млрд рублей по тем лимитам, которые будут доведены до субъектов Российской Федерации в рамках той части проекта, которая связана с укреплением материальной базы первичного звена. Объемы финансирования на будущий год может быть не радикально, но увеличиваютя. И в рамках этих увеличенных объемов мы также выделим сумму средств, которая может быть направлена на укрепление материальной базы первичного звена и службы родовспоможения. Также будет определен перечень этого оборудования в дополнение к тому,  что сейчас направляется в субъекты для формирования заявок, будут еще включены те виды оборудования, которые используются в первичном звене и в службе родовспоможения. Еще раз хочу повторить для полной ясности, ни в этом году, как некоторые предполагают, ни на будущий год никакое оборудование навязываться субъектам не будет. До вас доводится лимит прав и доводится то оборудование, которое вы можете приобрести. Выбирать вы будете все сами. Нужно учитывать, что качество этой заявки должно быть принципиально другим, чем в прошлом году. По предложениям представителей органов управления здравоохранения субъектов мы внесли в течение прошлого года более 800 корректив в заявки уже после того, как все контракты были подписаны, потому что логика коллег была понятной, но неприемлемой. Они думали так: «Закажем, все равно не дадут». А когда потребовалось не только заказать, а еще указать реквизиты того медицинского учреждения, в которое это оборудование должно поступить, предусмотреть деньги на подготовку помещений, запланировать подготовку соответствующих кадров медицинских работников и решить еще ряд организационных и других вопросов, вот тут, конечно, возникло осо
05.10.2006 15:07
Ежегодно в России кончают жизнь самоубийством в среднем 60 тысяч человек.
По словам директора Научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Татьяны Дмитриевой - "Если взять среднюю цифру за последние 12 лет, за год в России уходят из жизни 60 тысяч человек", - сказала она. Психиатр сравнила сложившуюся ситуацию с числом смертей в ДТП: в год на дорогах России погибают в среднем 35 тысяч россиян - население небольшого города. Только 20% тех, кто идет на самоубийство, имеют тяжелое психическое заболевание. "Мы не можем говорить, что Маяковский, Есенин или Цветаева были психически больными людьми. В жизни каждого человека может быть момент, когда он в определенном состоянии сознания идет на такой шаг - самоубийство", - сказала Т.Дмитриева. По данным Центра психиатрии, Россия занимает второе место в мире по суицидам после Литвы. Показатель добровольно уходящих из жизни составляет в стране 34,9 человека на сто тысяч населения. Наиболее подвержены риску совершения самоубийства люди в возрасте 45-55 лет, а также подростки. Лидируют в России по числу самоубийств Корякский автономный округ, республики Удмуртия и Коми. В этой связи Т.Дмитриева отмечает связь отношения к жизни и религиозных верований. "Православие не очень глубоко вошло в жизнь коренных народов республик Коми, Марий Эл, Удмуртия. Здесь сильна еще связь с язычеством, и преодоление порога между жизнью и смертью совершается с гордостью и воспринимается как подвиг", - сказала главный психиатр России. Отметим, что в прошлом году 35 тыс. россиян были убиты, чуть больше - 36 тыс. человек умерли от отравления алкоголем, ещё больше - 40 тыс. человек погибли в результате транспортных травм. Количество самоубийц замыкает этот грустный список ушедших из жизни "неестественным путем". С другой стороны, даже в такой благополучной стране, как Япония, количество ежегодных самоубийств превышает отметку в 30 тыс. человек. Основными причинами, побуждающими японцев к таким действиям, являются слабое здоровье, долги, тяжелая работа и взаимоотношения с сослуживцами. Около половины всех самоубийц были безработными.
05.10.2006 15:01
Росздравнадзор планирует до конца года завершить работы по созданию Федерального регистра медработников.
На данный момент в федеральный регистр медработников внесено 427 тыс. врачей первичного звена, впоследствии число записей увеличится более чем в 2 раза за счет внесения сведений о врачах всех специальностей. Кроме всего прочего, он должен поспособствовать борьбе с «мертвыми душами» - несуществующими врачами, а также специалистами, которые получают деньги в двух субъектах Федерации. В процессе формирования регистра было решено включить в него данные о лицензии медицинского учреждения и ввести понятие табеля оснащения лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). «Минздравсоцразвития России планирует с 2008 года начать лицензирование амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений в соответствии с утвержденными табелями оснащения, — сообщил Евгений Никонов, секретарь рабочей группы Росздравнадзора по координации приоритетного национального проекта „Здоровье“ на заседании круглого стола »ИТ в национальном проекте «Здоровье», организованного по инициативе CNews. — В больницах должен быть не только квалифицированный персонал, но и соответствующее медицинское оборудование". Работы по созданию Федерального регистра медработников проводятся в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», которым предусмотрены дополнительные выплаты специалистам первичного звена здравоохранения. При формировании бюджета дополнительных выплат были проанализированы сведения ОМС, статистические отчетные формы, данные регионов, и оказалось, что сведения о количестве врачей во всех этих источниках существенно различаются. В процессе формирования регистра проводится тщательная проверка всех сведений, поступающих из регионов. «При заполнении и верификации регистра очень важно качество первичной информации, — прокомментировал ситуацию Евгений Никонов. — Уже на этапе формирования регистра проводились и продолжаются до настоящего времени проверки достоверности данных с выездом на место. Нашим территориальным управлениям мы разбили регистр по блокам. Скажем, в этом месяце планируется проверить блок из 10–15% сведений регистра, в следующем — еще 20%, и так далее. За прошедшие полгода практически весь регистр более чем на 90% выверен в каждом субъекте Федерации. Проверка данных идет не только по трудовой книжке, но и по другим документам, так как возникает много вопросов, вплоть до казусных ситуаций, так как оператор случайно мог ввести ошибочные данные. В любом случае при выявлении предположительно некорректной информации проводится проверка». В результате проверок Росздравнадзора число специалистов первичного звена уменьшилось примерно на 1 тыс. человек по сравнению с январем 2006 года — при подаче сведений в регистр вписывали несуществующих врачей, некоторые специалисты пытались получить деньги в двух субъектах Федерации одновременно, а другие имели поддельные дипломы. При создании регистра был введен индивидуальный номер медработника, который позволяет проконтролировать, кто из выпускников медицинских вузов пришел работать в государственные медицинские учреждения, и на основании этой информации поставить вопрос о разработке мероприятий по привлечению молодых специалистов в систему здравоохранения. В настоящее время российская медицина испытывает острую нехватку профессиональных кадров, которая осложняется тем, что большая часть работающих врачей — это люди пенсионного или предпенсионного возраста. По словам г-на Никонова, повышение заработной платы врачам первичного звена вызвало незначительный рост числа специалистов, но это процесс скорее временный и связан с миграцией врачей из ведомственных ЛПУ, где дополнительные выплаты еще не начались. Более того, около 9 тыс. медработников более 5 лет не проходили курсов повышения квалификации, а значит, не могут использовать в своей работе современные методики и технологии. РИА «РосБизнесКонсалтинг»
05.10.2006 09:31
В Новгородской области создан межведомственный совет по демографической политике.
Как сообщили в пресс-центре администрации области, межведомственный совет является коллегиальным совещательным органом при губернаторе Новгородской области и создан в целях обеспечения взаимодействия заинтересованных органов исполнительной власти области, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций при осуществлении мероприятий государственной политики в сфере демографии, направленных на стабилизацию демографической ситуации.Основными направлениями деятельности совета станут определение приоритетов и основных направлений по вопросам реализации в области стратегии развития демографической политики, выработка мер государственной поддержки отдельных социально-демографических групп населения, направленных на стимулирование рождаемости, снижение смертности населения, рост продолжительности и качества жизни населения.Заседания совета будут проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие. В их работе примут участие руководители органов исполнительной власти области, территориальных органов федеральных органов государственной власти, местного самоуправления, представители общественных объединений, научных, образовательных и других организаций, занимающихся проблемами демографической политики в области.
05.10.2006 09:29
Госдума одобрила проект бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Госдума приняла в первом чтении проект бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) на 2007 год. В соответствии с законопроектом его доходы увеличатся на 17,6% и составят 104,7 млрд руб. Расходы предусмотрены в сумме 104,6 млрд руб. При этом 24,8 млрд руб. предполагается направить на финансирование мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье», в том числе 4,0 млрд руб. (рост к уровню 2006 года – в 2 раза) – на субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан; 20,8 млрд руб. (рост – на 63%) – на субвенции бюджетам ОМС на денежные выплаты медицинским работникам первичного звена здравоохранения.Кроме того, 4,0 млрд руб.планируется выделить в виде субсидий бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение пилотных проектов, направленных на повышение качества услуг в сфере здравоохранения и поэтапный переход на преимущественно одноканальное финансирование.
05.10.2006 09:28
Минздравсоцразвития России: в 2007 году родовый сертификат придет в детские поликлиники.
Стоимость родового сертификата в женской консультации с 2007 года увеличится на одну тысячу рублей (с 2 до 3 тыс. руб.). Дополнительные средства будут направлены на обеспечение беременных женщин витаминами и микроэлементами, в том числе препаратами железа, йода, кальция. Об этом сообщила директор департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) Ольга Шарапова, выступая 3 октября на VIII Всероссийском научном форуме «Мать и дитя».Стоимость родового сертификата в родильном доме также увеличится на одну тысячу рублей (с 5 до 6 тыс. руб.), которая будет использоваться медицинским учреждением на поощрение персонала. Размер поощрения при этом будет зависеть от объема и качества оказания медицинских услуг, а также от мнения пациента.Еще одна тысяча рублей будет направлена в детские поликлиники по месту жительства ребенка с условием выплаты не ранее чем через шесть месяцев после родов с учетом состояния здоровья новорожденного, рассказала Ольга Шарапова.Всего, по ее словам, на увеличение стоимости родового сертификата из федерального бюджета в 2007 году предусматривается дополнительно выделить 4,0 млрд руб.В 2006 году, по данным на 29 сентября, женскими консультациями выдано 914 522 талона № 1 родового сертификата, родильными домами и отделениями – 871 689 талонов № 2. В счет их оплаты учреждениям родовспоможения перечислено 1,806 млн руб. и 4,298 млн руб. соответственно.За восемь месяцев нынешнего года, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в России родилось 981 554 ребенка, что на 1370 детей больше, чем за тот же период 2005 года.Ольга Шарапова рассказала также о введении со следующего года компенсации затрат на детское дошкольное воспитание. В частности, семьям, имеющим одного или двух детей, будут предоставлены компенсационные выплаты на сумму, равную соответственно 20 и 50% размера платы, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения (детского сада). А семьям с тремя и более детьми компенсационные выплаты будут предоставляться в размере 70% стоимости детского сада.На выплату этих компенсаций из федерального бюджета планируется выделить 8,0 млрд руб.По словам Ольги Шараповой, на увеличение пособий женщинам во время отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет в будущем году планируется выделить дополнительно 43,95 млрд руб., в том числе из федерального бюджета – 17,13 млрд руб.При этом работающие женщины при рождении первого ребенка будут получать пособие в размере 40% заработка, но не менее 1500 руб., второго и последующих детей – не менее 3000 руб. Максимальный размер пособия предполагается в размере 6000 руб. Учащиеся дневных профессиональных учебных заведений и неработающие женщины при рождении первого ребенка также будут получать пособие в размере 1500 руб., второго и последующих – 3000 руб., пояснила она.Приоритетные национальные проекты» www.rost.ru.
05.10.2006 09:27
Правительство рассмотрит законопроект о материнском капитале.
Первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев провел 3 октября рабочее совещание о подготовке нормативных актов по вопросу формирования и использования материнского (семейного) капитала.Дмитрий Медведев дал поручение соответствующим ведомствам в течение недели с учетом высказанных на совещании предложений доработать законопроект и представить его на рассмотрение в Правительство РФ для последующего внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.Напомним, что в Послании Федеральному Собранию 10 мая 2006 года Владимир Путин поставил перед законодателями задачу сохранения генофонда нации. «Семья – самое главное, а демография – самая острая проблема современной России», – подчеркнул Президент. Глава государства тогда же впервые озвучил возможность выделения материнского (семейного) капитала – 250 тыс. руб. – матерям на рождение второго ребенка и поставил задачу в кратчайшие сроки принять соответствующий законопроект.
05.10.2006 09:25
Новгородская область внедряет шведский опыт борьбы с наркоманией.
Специалисты из шведской губернии Эребру завершили трехдневную поездку по области, связанную с реализацией соглашения о сотрудничестве и совместного антинаркотического проекта. Как сообщил ИТАР-ТАСС председатель комитета образования Новгородского муниципального района Сергей Петров, в крупнейших школах района третий год внедряется опыт шведских профилактико-реабилитационных программ. Первая из них ориентирована на детей, живущих в семьях, где взрослые курят, выпивают и употребляют наркотики. Вторая адресована школьникам, имеющим склонность к употреблению "зелья". Одновременно организуются разные акции, основная цель которых - показать пагубность наркотиков. Начиная с 12 лет дети выражают свое отношение к вредным привычкам в форме рисунков. Работа проводится в основном с ребятами, проживающими в неблагополучных семьях. Шведы проводят такую деятельность открыто, и это приносит большую эффективность. По опыту соседей новгородцы предусматривают средства реабилитации детей и подростков, стараются больше внимания уделять их общению с окружающими. Изменить их окружение, отвлечь от пагубной привычки - одна из задач антинаркотического проекта. Обмен технологиями проводится два раза в год. В минувшем году новгородские педагоги побывали в губернии Эребру.
05.10.2006 09:22
Помощь священнослужителей в московских больницах оформлена соглашением
Московская епархия Русской Православной церкви (РПЦ) и Департамент здравоохранения Москвы заключили соглашение о сотрудничестве. Документ был подписн в среду в храме Христа Спасителя викарий Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Истринский Арсений и руководитель Департамента здравоохранения Москвы Андрей Сельцовский. "Этот документ открывает официальное присутствие Церкви в медицинских учреждениях. Теперь не придется каждый раз согласовывать возможность присутствия священнослужителей в той или иной больнице", - сказал архиепископ Арсений. В частности, согласно документу, сестры православных патронажных служб (таких в столице 11), 48 групп милосердия и 9 сестричеств Москвы смогут оказывать в горбольницах помощь инвалидам, престарелым, людям, потерявшим здоровье в военных конфликтах, страдающим психическими заболеваниями, алкогольной, наркотической зависимостью, беспризорным детям, несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Сайты Новгородской области